Для Бизнеса  Госзаказчикам
 
 

Проблему решит электронный аукцион

ФАС связывает снижение уровня коррупциогенности при размещении госзаказа с повсеместным введением новой системы торгов

Дмитрий Самарин,

Мир безопасности № 8/201 август 2010

Сотрудниками Федеральной антимонопольной службы выявлено больше 15,5 тысячи нарушений действующего российского законодательства о раз­мещении государственного заказа на поставки товаров и выполнение раз­личных услуг. Как подчеркивается в сообщении ФАС, эти данные касаются только II квартала текущего года.

Как выяснилось в ходе проведения про­верок, чаще всего нарушения касались рассмотрения заявок поставщиков това­ров и подрядчиков на выполнение услуг. Сотрудниками Федеральной антимоно­польной службы были выявлены факты неправильного способа размещения за­каза (284 случая), проведения конкурсных торгов вместо полагающегося по правилам аукциона (решающим фактором при таком способе выступает цена). Кроме того, были вскрыты факты организации аукциона обычным способом, тогда как законода­тельство требует в текущем году проводить торги уже в электронной форме. Послед­них нарушений было выявлено 117.

Добавим сюда также размещение с гру­быми нарушениями информации о необхо­димости поставок товаров и выполнении услуг (370 фактов), а также нарушение порядка заключения контрактов (206).

В ФАС подчеркивают, что наибольшие нарушения чиновники допускают уже на этапе процедур рассмотрения заявок. Как правило, делается все возможное, чтобы отсеять «чужих» подрядчиков и постав­щиков. А именно — без оповещения участ­ников предполагаемых торгов меняется время подачи заявок и сопутствующей документации. Кроме того, совершенно случайно может «потеряться» какая-ни­будь необходимая бумажка.

За истекший квартал Федеральной антимонопольной службой России было возбуждено свыше 5 тысяч дел об адми­нистративных правонарушениях. Выне­сены постановления о наложении штрафов на общую сумму 64.522 млн. рублей. Как отмечают в ФАС, половина из этих средств уже взыскана в бюджет. В то же время, несмотря на активизацию проверок, в антимонопольном ведомстве констати­руют, что одними инспекциями и реви­зиями всех проблем, связанных с госзака­зом, не решить. Здесь рассчитывают, что более прозрачной ситуацию сделают элек­тронные торги. Согласно принятому Пра­вительством РФ решению на первом этапе все федеральные министерства и ведом­ства должны были исключительно на элек­тронных аукционах закупать пищевые про­дукты, полиграфические, лекарственные товары, офисную мебель, автомобили. Всего электронная система аукционов охватывала 23 группы товаров. А с 1 июля уже более половины федеральных госу­дарственных закупок проводятся через электронные торговые площадки. Как счи­тают в Минэкономразвитии РФ, где разра­батывались новые правила проведения торгов, эта система — система аукционов в электронном варианте позволит сэконо­мить госказне до триллиона рублей в год.

Справка

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 94 «0 федеральном органе исполнительной власти, уполномо­ченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, ока­зание услуг для федеральных государст­венных нужд, не относящихся к государст­венному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, контроль над которыми осуществ­ляет Федеральная служба по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации. Функции и пол­номочия ФАС России в сфере контроля над размещением госзаказов определены Фе­деральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Реализацию этих функций осу­ществляет управление контроля размеще­ния государственного заказа.

© Издательский дом «Мир безопасности»


Другие материалы по теме: