Для Бизнеса  Госзаказчикам
 
 

Коррупция влияет на управляемость страной

Борис Петренко, ведущий консультант Межрегиональной общественной организации «Аудиторы корпоративной безопасности»

Мир безопасности #1/182

Прежде чем вырабатывать инструмент противодействия какому-либо явлению, необходимо определиться с понятием – что это такое. Надо понять, какие риски это явление нам несет, и зачем мы хотим эти риски минимизировать.

Полагаю, что коррупция в настоящее время является препятствием в повышении уровня управляемости страной. Она снижает наши преимущества в конкурентной борьбе с другими государствами по политическим, экономическим, военным и другим направлениям деятельности.

Коррупция – это корневая проблема государства. Либо она будет минимизирована, и продолжится развитие страны, либо Россия как государство исчезнет, повторив «подвиг» Византии. В свете последних «отрезвляющих» событий, еще раз показавших отношение к нам со стороны других государств – это реальность.

В 1991 году власть в стране взял чиновничье-бюрократический аппарат. Так, одним из первых декретов Советской власти был декрет «Об отмене классных чинов», а одним из первых указов Б.Н. Ельцина стал указ «О государственной службе», где появились «действительные статские советники» и т.д.

В настоящий момент пенсионное обеспечение чиновников составляет по закону 70% от заработной платы. Остальным только обещают, что к 20... году граждане России будут получать в виде пенсии 40 % зарплаты.

Есть два пути контроля доходов:

  • Контроль полученных средств
  • Контроль расходуемых средств (что в СССР, при других экономических отношениях, практически существовало). «Цеховики», имея деньги, не могли себе позволить выделяться.

В настоящий момент все гоняются друг за другом, стараясь узнать, сколько кто получил и где спрятал. Введение принципа «контроля расходов» будет соответствовать новым экономическим реалиям. Заплатил налог с суммы денег, можешь ее потратить как тебе угодно, но только после уплаты налога, и эта сумма по каждому человеку всегда известна.

Необходимо ежегодное представление чиновником декларации, что им и членами его семьи приобретено, с отчетом об источнике дохода и сумме уплаченного налога. За основу можно взять систему учета налогов в США (там наши «олигархи» не живут, и это показатель ее эффективности). Публичное декларирование доходов должно начаться с чиновников категории А и Б. Как они себя поведут, так будут себя вести и все нижестоящие чиновники.

Один из путей борьбы с коррупцией – создание класса реальных собственников. Этих граждан мы называем «средний класс». Но это не работники, имеющие доход или заработную плату определенного размера, как постоянно нам пытаются доказать в СМИ. «Средний класс», который является цементирующей основой государства – это люди, имеющие собственность. Это люди, которым есть что терять, и за что они будут драться «с вилами и кольями в руках». Такой средний класс для чиновника (временщика) смерти подобен.

На сегодняшний день чиновник разрешил приватизацию жилья, но земля под квартирой и придомовая территория – в собственности муниципалитета. Как результат – чиновник сдает в аренду нежилые помещения, чиновник дает разрешение на «точечную застройку» и т.д., и форм получения гонорара за такие разрешения бесчисленное множество. В том числе и абсолютно законных – консультационные услуги, проведение семинаров, написание книг и статей. «Ловить за руку» на этапе получения «отката» совершенно бессмысленно. Поборы в любом виде – это следствие. Необходимо минимизировать возможность распоряжаться, не отвечая за последствия.

Возможность распоряжаться не своим – это и есть «солнышко», а мы пытаемся бороться с тенью, т.е. следствием. Когда чиновник может дать разрешение, а может не дать, совершенно не отвечая за свои действия или бездействие. Характерный пример – попытка снести часть здания биржи в Питере. Лишние, по отношению к утвержденному проекту, метры собственник здания демонтирует, а вот дальше вопрос: кто будет платить за демонтаж этажей, которые в проекте утверждены установленным порядком! За такие деньги собственник биржи (именно средний класс, о котором та» много говориться) будет судиться.

Логично, что платить за демонтаж, неполученную прибыль и т.д. должна будет структура, утвердившая проектную документацию, т.е. мэрия Питера. А вот ответственности за растрату денег налогоплательщиков у чиновника в настоящий момент нет...

Должны существовать клиентские отношения. Клиентами мэрии Питера являются жители города. На средства горожан будет осуществлен демонтаж здания. Систему сбора налогов необходимо изменить. Каждый должен платить сам, а не работодатель должен вычитать налог из заработной платы гражданина. Любой человек реально ощущает только те деньги, которые он получил в «карман». И когда я сам плачу налог, в котором расписано, сколько идет на образование, обучение, правоохранительную деятельность, содержание чиновников мэрии, только тогда я почувствую реальный интерес к тому, как расходуются деньги. Это и есть воспитание чувства причастности к тому, что происходит там, где налогоплательщик живет. В противном случае мы только приспосабливаемся к среде, не пытаясь что-либо изменить. В таких условиях повышение управляемости системы без поддержки работников внутри этой системы возможно только через тоталитаризм власти руководителя, но мы это уже проходили. Синергетический эффект наступает, когда действие совершается большинством членов коллектива. Тому примеры – наше развитие в 1930-е годы, прорыв Китая сегодня. Спросите любого китайца на рынке, гордиться ли он своей Родиной. А мы? Но сегодня та ситуация, когда и мы хотим гордиться. Пример тому – ликование по поводу спортивных побед. Но нужны и экономические победы.

Я верю, что для поднятия рейтинга одного из кандидатов в президенты США они развязали конфликт на Кавказе. Но это говорит о достаточно здоровой системе выбора лидера нации, когда очень многое зависит от каждого гражданина страны. А мы ввели понятие «административный ресурс», чтобы скрыть за ним систему, когда чиновники, а не граждане страны или города выбирают себе лидера. Это еще один слабый сигнал, подтверждающий тезис о том, кто взял власть в 1991 году.

Любой чиновник, как раньше, так и сегодня понимает, что его благополучие зависит не от его клиентов, граждан, которые проживают на данной ему во «ременное пользование территории, а от благостного расположения вышестоящего чиновника. Вот чиновник и берет дань с выделенной ему временно территории. Что взял за время своей власти, то и его. «Власть – это покушать всласть». Но чиновник всегда делится с вышестоящим покровителем. Еще раз повторюсь – необходимо публичное декларирование доходов начать с чиновников категории А и Б.

Стратегической целью развития должно быть увеличение количества миллионеров, а не миллиардеров. Надо всячески пропагандировать именно этих людей на самом высшем уровне, предварительно уяснив правомерность, а не законность полученных денег. У нас «олигархи» деньги получили вроде бы законно, но все понимают, что – неправомерно. Это пропаганда возможности заработать не только через мздоимство.

Людям нужны правила игры, и они горы свернут. Сколько говорили об инфантильности работников НИИ и т.д. Но именно они в качестве «челноков» накормили, напоили, обули и одели страну. И это благодаря тому, что не было ни одного нормативного документа «О развитии челночного бизнеса в России». Чиновник в тот момент не мог помешать, у него не было регламентирующих документов, никто не спрашивал его разрешения.

Полагаю целесообразным, прежде чем распространять в виде федерального закона любые нововведения, в том числе и по борьбе с коррупцией, на всю страну, по возможности обкатать их на пилотном проекте. Для таких проектов в большей степени подходит Калининградская область. Она слабо связана с основной территорией России, и при изменении ее статуса там возможна проверка нововведений, чтобы не покалечить ненароком всю страну. В случае негативного результата всегда будет экономическая возможность вернуться в исходное состояние.

Необходимо участие максимального количества жителей России в подготовке предложений и обсуждении законопроектов по борьбе с коррупцией (т.к. самому себя лишить привилегий еще никому не удавалось). Необходима пропаганда, что конкретно мы хотим, и как будем это делать, сроки и результаты, и чтобы все это непременно было подкреплено реальными делами. «Пусть маленькие победы, но каждый день».

Схематично набросаю некоторые другие свои предложения.

  • Обнародование предложений по борьбе с коррупцией, можно без авторства, в печатных и электронных СМИ, в Интернете. Надо рассказывать людям в новостных программах, где можно ознакомиться с полным списком предложений, и куда направить свои.
  • Обращения президента и премьера с разъяснениями по данному вопросу (но не как у М.С. Горбачева, которого никто до сих пор понять не может – что он хотел сказать и, тем более что хотел сделать).
  • Надо пересмотреть дела, по которым за доказанное в суде казнокрадство давали от 6 до 9 лет условно. Если хотим поднять 10 – 15 % самых энергичных людей, а именно столько в любой организации работников, которые производят 90 – 95 % прибыли. Государство – это большая организация, и результат будет, если эти люди поверят и своими действиями поддержат власти. В противном случае – результат будет абсолютно ничтожен.
  • Необходима реорганизация структур, осуществляющих сбор информации, расследование выявленных фактов, принятие решений по существу вопроса.
  • Прокуратура, суды, следственные органы должны быть полностью выведены из-под контроля местных органов, т.е. чиновников. В настоящее время, когда мэр Москвы вручает ключи от новых зданий судов судьям, реально видно, кто в доме «хозяин».
  • Необходима строгая вертикаль. Генеральный прокурор назначается главой государства. Все нижестоящие структуры – приказами соответствующих руководителей, без всякого согласования с местными органами власти. И самое главное – полная экономическая самостоятельность.
    Квартиры сотрудникам, служебный автотранспорт, поликлиника и т.д. – не за счет местных органов власти, за деятельностью которых должен осуществлять надзор прокурор соответствующего уровня. В бюджете отдельной строкой зафиксировать суммы на финансирование прокуратуры. Мы сегодня все еще живем по идеям, изложенным в работе В.И. Ленина «О двойном подчинении законности». Прокуратура – это «око царево».
  • Должностные лица, уличенные в коррупции, не могут занимать любые, а не только руководящие должности в структурах, финансируемых государством, включая коммерческие структуры, доля государства в которых составляет более 50 %.
  • Пенсионное обеспечение – «корпоративное» для государственных (муниципальных) служащих.
    Но если в период службы совершил экономическое преступление – лишаешься пенсии, остается только общепринятая пенсия по старости за все время работы на госслужбе.
  • Надо минимизировать нахождение людей в местах лишения свободы за экономические преступления. Санкции против них – исключительно экономические: «домашний арест», лишение свободы перемещения и взаимодействия с внешней средой, публичное обнародование фактов преступных деяний. Пока не вернул украденное, обязательно в кратном размере, сиди на своей даче или в квартире с минимальной связью с внешним миром. Это всегда деятельные люди, очень жадные по природе, и ограничение общения и перемещения, а также возврат похищенного или неполученного государством в результате их действий, обязательно в кратном размере, для них смерти подобно. А тюрьмы надо оставить только для граждан, которые социально опасны для общества, которых необходимо изолировать от других людей, тех, кто совершил преступления с элементами физического насилия.

Когда ГУЛАГ приносил прибыль, было понятно, почему там столько людей сидело и работало. А сегодня от заключенных только убытки, и совершенно непонятно, под какие цели и задачи вырабатывается сегодняшнее законодательство, когда меры наказания в части лишения свободы практически не изменились.

Полагаю, в настоящий момент стоит вопрос не о борьбе с коррупцией как явлением, а решается принципиальный вопрос – вопрос о власти. И принимаемые меры должны носить исключительно революционный характер. А для этого необходима поддержка, энтузиазм народа. Чиновник через реформирование самого себя власть никогда не отдаст, он будет ее защищать любыми, в том числе насильственными способами. Ибо он защищает собственность, которой сегодня реально распоряжается.

© Издательский дом «Мир безопасности»


Другие материалы по теме: