Для Бизнеса  Госзаказчикам
 
 

Рейдерство и коррупция неразделимы

Мир безопасности #1/182

«Рейдеры - пираты XXI века». Под таким девизом в Центральном Доме предпринимателя прошел Конгресс «О мерах по противодействию рейдерству и насильственному захвату предприятий и организаций». Организаторами конгресса стали Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) и Московская торгово-промышленная палата при поддержке Департамента науки и промышленной политики и при участии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

В работе конгресса приняло участие более 450 человек: представители государственных и муниципальных органов управления, общественных организаций, промышленники и предприниматели, представители банковского сектора и СМИ.

Прошедшее мероприятие в корне опровергло расхожее мнение о том, что волна рейдерских захватов, захлестнувшая Россию и ее столицу 5-8 лет назад, схлынула, и бизнесу силовые захваты сейчас не угрожают. Оказывается, «бизнес» по захвату предприятий продолжает оставаться чрезвычайно выгодным. А в условиях финансово-экономического кризиса аналитики даже прогнозируют увеличение рейдерской активности. Пока предприниматели будут ломать головы, как с минимальными потерями преодолеть кризис, над их бизнесом может нависнуть реальная угроза рейдерского захвата. Об этом сказали, открывая конгресс, председатель «Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей)», заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей Елена Панина и президент Московской торгово-промышленной палаты Леонид Говоров.

Кризис – идеальное время для захватов

Вообще же, конгресс начался с показа документального фильма «Рейдеры -пираты XXI века». Изощренные схемы захватов, кровавые бои с участием наемников, могущественные покровители, коррумпированные чиновники - все это не могло оставить собравшихся равнодушными.

Как подчеркнул в своем выступлении президент Московской ТПП Леонид Говоров, рейдерство в кризисный и посткризисный периоды будет иметь благодатную почву для развития. Экономическая деятельность в период кризиса будет ослабевать, что создаст условия для захвата малых и средних предприятий.

По мнению президента МТПП, главная роль в борьбе с рейдерством должна принадлежать государству.

– Госдуме, - отметил он, - необходимо готовить антирейдерские пакеты законопроектов, которые должны проходить общественную экспертизу, так как, увы, очень многие законодательные акты содержат признаки коррупциогенности.

Леонид Говоров привел пример с Саратовской областью, названной в свое время центром коррупции. Проведенный там анализ коррупционной емкости законодательной базы показал, что три четверти законов содержали признаки коррупциогенности.

– Необходимо ввести четкое законодательное понятие общественной экспертизы и ее обязательности, - убежден президент МТПП.

Он также отметил необходимость информирования предпринимателей, которые часто оказываются беспомощными - один на один с рейдерами, в команде которых профессиональные юристы, высокопоставленные чиновники-покровители и коррумпированные силовики.

– Малый бизнес должен знать о существовании структур, готовых придти к нему на помощь в случае рейдерского захвата, - подчеркнул Леонид Говоров.

Об одной из таких структур - городском антирейдерском штабе, в своем выступлении напомнил первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Александр Карпов.

Штаб был создан по инициативе мэра Москвы для противодействия рейдерским захватам и в целях координации правоохранительной, судебной системы и общественных организаций. В структуре штаба есть оперативно-аналитическая группа, а также «горячая линия» и система бесплатной юридической помощи. За последние три месяца работы в штаб поступило более 100 обращений от предпринимателей, из них 36 случаев - это попытки противоправного завладения имуществом, 58 случаев - гражданско-правовые споры, которые необходимо квалифицировать как предзахват. Все обращения проанализированы, 41 из них было оформлено в качестве заявлений в регистрирующие и правоохранительные органы города Москвы: УВД, прокуратуру, Управление федеральной регистрационной службы, Управление федеральной налоговой службы.

По мнению Александра Карпова, тема рейдерства сейчас как никогда актуальна.

– С большой долей вероятности можно сказать, что в 2009 году мы увидим рост активности рейдерских компаний, - заявил он.

Александр Карпов также зачитал предложения Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы для включения в резолюцию конгресса. Они состоят в следующем:

• Предложить Министерству внутренних дел, совместно с Прокуратурой и Федеральной службой безопасности создать специализированное межрегиональное оперативно-следственное подразделение, специализирующееся на предупреждении и раскрытии рейдерских преступлений. Опыт МВД по ЦФО показывает, что именно межрегиональные подразделения могут реагировать значительно более эффективно, и они менее всего замешаны в коррупционных схемах.

• Запретить регистрационные действия с недвижимым имуществом - по заявлению правообладателя. Сейчас у правообладателя нет такого права - подавать заявление в федеральные регистрационные службы с просьбой блокировать операции по передаче недвижимого имущества.

• Внести в закон о регистрации юридических лиц изменения, которые направлены на то, чтобы перерегистрация

или изменения в уставных документах, связанных с переходом прав собственности предприятия, производилась исключительно в присутствии всех участников сделки по передаче имущественного комплекса.

• Внедрить процедуры, устанавливающие порядок обязательного реагирования органов судебного сообщества, служб собственной безопасности МВД, Управления федеральной регистрационной службы и Федеральной налоговой службы - на все заявления, подаваемые общественными организациями предпринимателей и соответствующими органами исполнительной власти в случаях совершения действий или вынесения решений, в которых могут быть усмотрены коррупционные связи с рейдерскими структурами.

• При проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности, обязывать проверяющих оставлять копии служебных удостоверений. В реальном режиме времени отображать на официальных сайтах проверяющих органов информацию о служебных удостоверениях сотрудников, имеющих право проводить контрольные надзорные мероприятия.

• Ужесточить контроль, прежде всего, судебного сообщества за правоохранительными органами.

• Организовать обязательную публикацию на официальных сайтах арбитражных судов всех решений, которые выносятся и вступили в законную силу, в том числе с мотивировочной частью. А также сформировать в арбитражных судах специальные составы судей по корпоративным спорам.

По отработанным схемам

Ведущая пленарного заседания, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности Елена Панина отметила, что рейдерство является одним из факторов, подавляющих развитие малого и среднего бизнеса. Она рассказала о новых видах рейдерства, появившихся за последние годы. Это, в частности, товарное рейдерство.

Например, проводится тендер на поставку оборудования для лечебного учреждения или предприятия общественного питания. Тендер выигран теми, кто предложил самую низкую цену. По условию договора, выигравший берет предоплату и... исчезает с ней.

Есть и другой вариант - не исчезает, но из-за низкой цены сильно занижает качество, соответственно, медицинских услуг, питания и т.п., что также недопустимо.

– Лакомыми кусочками для рейдеров являются почти все предприятия торговли, общественного питания, сферы быта, - считает главный эксперт бюро экономической безопасности МТПП Александр Шакимов.

В случае с торговым объектом рейдеры ведут борьбу за отлаженную инфраструктуру: подведены и подключены электричество, связь, водоснабжение и канализация, оптимизировано освещение, есть подъездные пути. Захватив такой объект, рейдер может перепрофилировать продовольственный магазин, открыв на его месте, например, более прибыльный бутик. Для населения это имеет самые негативные последствия. Нарушается инфраструктура района. Страдают, прежде всего, социально уязвимые группы: малообеспеченные и многодетные семьи, ветераны, пожилые люди, инвалиды, теряют «шаговую доступность» магазина.

Более 90 процентов атакуемых рейдерами предприятий в сфере торговли - это малые предприятия. Обычно захват идет по хорошо отработанным стандартным схемам. Захвату предшествуют проверки, которые блокируют реализацию товара. То есть, за него невозможно расплатиться с поставщиками, а, учитывая сроки хранения и иные условия, наносятся серьезные убытки, увеличиваются затраты, и перестает поступать прибыль. Находясь на грани банкротства, руководитель малого предприятия капитулирует перед рейдерами. В условиях кризиса, когда покупательская способность падает, следует ожидать активизацию рейдеров именно в торговле.

Испытано на себе

Однако все это - теоретическая сторона вопроса. О реальном захвате своего предприятия рассказал президент ОАО «Финансовая корпорация «Би-Газ-Си», член Правления МТПП, председатель Московского топливно-энергетического союза Александр Воловик:

– Все началось пять лет назад с того, что в мой кабинет зашли примерно 12 человек из налоговой инспекции, налоговой полиции, УБЭП, прокуратуры и так далее. Я им сказал: «Предъявите удостоверения и основания, по которым вы ко мне пришли, учтите, что идет аудио- и видеозапись». Тут они притихли. Потом началась налоговая проверка, длившаяся три года. Подняли все документы, и если бы у меня были какие-то нарушения, то их обязательно бы нашли. В итоге мне предъявили к уплате 54 миллиона, но я заплатил лишь7300 рублей за несвоевременное предоставление документов. Но это было уже потом. А тем временем меня таскали по всем инстанциям, на меня даже завели уголовное дело, о существовании которого я узнал только тогда, когда пришло уведомление, что оно закрыто. Началась подготовка к захвату, чтобы человек стал, как загнанный зверь, и был на все согласен. Я не сразу понял, что это заказ…

А потом пришли люди и сказали: «Да отдай нам АЗС, они тебе все равно не нужны. Продай, пока мы деньги предлагаем».

Я отказался, так они нагло захватили две АЗС! Причем, приехал... один из ведущих депутатов Государственной Думы. Затем прибыли опера из... Одинцово, черный «Мерседес» и два черных джипа без номеров с автоматчиками. Благо, у нас была вневедомственная охрана, также с автоматами, так они развернулись и уехали. И все это происходило в центре Москвы. О чем еще здесь можно говорить?!

Потом начались суды. У нас был инвестиционный проекте городом. По нему мы снесли два объекта в 28 и 40 квадратных метров и построили на их месте современнейшие, красивые здания площадью 1500 и 750 квадратных метров. Там целый комплекс - и АЗС, и автосервис, и автомойка, и кафе, и магазин. Но вдруг объявилась компания, которая подделала документы, подала иск в суд и... выиграла его. Но ведь у нас есть госконтракт, документы на снос, акты рабочей и государственной комиссии, решение комиссии правительства Москвы о том, что все это - наша собственность. На основании этих документов мы и зарегистрировали свои права. И в сложившейся ситуации, считаю, целиком и полностью виновата регистрационная палата. Мы предоставили полный комплект документов, а собственность самозванцев была зарегистрирована на основании фиктивного договора купли-продажи. Я представляю суду все документы, четкие затраты, а они даже не могут подтвердить, что они выкупили объекты. За три месяца до этого были зарегистрированы несколько фирм с уставным капиталом по 3 тысячи рублей каждая. И никто никому ничего не платил. Даже иск за них оплачивала другая организация, так как у них не было денег на счету. Но, тем не менее, суд принимает решение в пользу рейдеров!

В итоге я пять лет судился, дошел до Высшего арбитражного суда, после чего все наконец-то закончилось. Но, хорошо, я - состоятельный человек, мог содержать юристов. А небольшой бизнес в такой ситуации наверняка бы погиб. Если государство будет не защищать малый бизнес, а только говорить об этом, оно его удушит.

В мире нет такого чудовищно наглого отношения к переделу собственности. Считаю, что рейдерские захваты могут происходить только с подачи государственных органов. Пока мы не искореним коррупцию, все это будет продолжаться и продолжаться.

Участники конгресса сошлись во мнении, что имеющиеся законодательные акты неэффективны, ввиду отсутствия единой программы борьбы с рейдерством и коррупцией в правоохранительных органах. А рейдерство и коррупция - неразделимы. В результате за уголовным делом в отношении рейдеров, крайне редко следуют уголовные дела в отношении чиновников, нотариусов, судей, приставов. К уголовной ответственности вместе с рейдерами обычно привлекают «коррумпированных» сотрудников милиции, а у остальных что? Есть какой-то «иммунитет»?

© Издательский дом «Мир безопасности»


Другие материалы по теме: