Для Бизнеса  Госзаказчикам
 
 

Актуальные проблемы коммерческой безопасности региона

Митрохин В.К., академик Российской академии юридических наук,

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Южно-Сахалинского института (филиала) РГТЭУ, доктор юридических наук

Не является секретом, что на развитие потребительского рынка любого региона России существенное влияние оказывают его государственное и частноправовое регулирование, система подготовки специалистов предпринимательской сферы, качественный уровень знаний, умений и навыков выпускников вузов.

Применяя некоторые технологии экономической разведки, можно с достаточной степенью вероятности составить представление о развитии потребительского рынка региона. Среди достаточно широкого спектра инструментария можно остановиться на четырех аналитических платформах.

Во-первых, это социодемографическая платформа, которая дает характеристику развития различных групп населения.

Во-вторых, экономическая платформа, спецификой которой является не анализ динамики и структуры доходов. Это тупиковая ветвь. Деньги на Сахалине в буквальном смысле делаются из воды. Важнее и гораздо интереснее видеть динамику и структуру расходов — кто, сколько и на что собирается тратить деньги.

В-третьих, технологическая платформа, которая дает информацию о развитии высоких технологий не в качестве самоцели, а в качестве инструмента производства, реализации и потребления товара.

В-четвертых, социокультурная платформа. Информация о том, кто, где, с кем, в какой обстановке покупал или потреблял конкретный товар или услугу раньше, теперь и будет в перспективе, позволит выявить болевые точки потребительского рынка.

Бесспорно, эти платформы взаимосвязаны и взаимозависимы. Анализируя социодемографическую платформу, можно установить формирование прослойки «новых русских пенсионеров». Но в отличие от «государственных», они свой пенсион создают либо за счет аннуитетов, либо за счет собственного дела, которое сформировали в 90-х годах прошлого века. Дети, родившиеся в 1990 — 1995 годах, также представляют специфическую группу потребителей, которые мало покупают, но знают практически все новинки потребительского рынка. Особая группа потребителей формируется из «молодых, богатых и красивых», тех, кто, будучи наследниками «новых русских пенсионеров», ориентирован на карьеру, которая позволит им спокойно, вдумчиво тратить, потреблять и получать удовольствие от потребления.

При анализе ситуации практика свидетельствует о том, что попытка строить прогнозы на фокус-группах, т.е. на изучении сиюминутных мнений экспертов без анализа ситуации в развитии, обречена на провал. Каждый участник — «эксперт» всегда пристрастен и пытается «натянуть» действительность на свое представление о ней, выдавая желаемое за действительное. СМИ тиражируют страшилки о демографическом коллапсе в России. Но ведь в 90-е годы прошлого века больше мужчин как семейных кормильцев уходили из активной жизни, а женщины по природе вынуждены были воспитывать свое потомство.

Большое количество разводов и феминизация воспитателей и воспитуемых приводят к изменению направленности в приоритетах потребления, соответственно — и коммерческой деятельности. Дети, родившиеся в тот период, в 2008 г. достигают нормального детородного возраста и полной дееспособности, а к 2010 — 2015 гг. их реализуют, при чем здесь программы планирования семьи? Но при этом на характеристику потребительского рынка будет существенно влиять женская окраска населения. Речь идет не о родовых сертификатах, стимулировании рождаемости и т.д., а об изменении вектора потребления по причине некоторого выравнивания доходов мужчин и женщин и формировании женской доминанты в управлении.

Представляет интерес влияние еще одного фантома — среднего класса — на развитие потребительского рынка. Это скорее идеолого-политический термин, нежели экономико-правовой. С точки зрения коммерческой безопасности более жизнеспособным является понятие «средний потребитель». Это опять-таки зависит не от способа формирования доходов, а от количества вбрасывания полученных средств в сферу потребительского рынка.

Специфика формирования доходов принципиально зависит от принадлежности субъекта к одной из базовых групп:

Условное название

Базовая характеристика

Хозяин-собственник

Любой владелец собственного дела

Высший управленческий персонал

Невладеющий хозяин, доверительный управляющий

Линейный управляющий

Направленец, но не идеолог бизнеса

Исполнитель

Офисный сотрудник (клерк)

Мастер

Высококвалифицированные специалисты-прикладники

Персонал

Лица, владеющие функциональными навыками, не более того

Чиновники

Лица, сначала занимающие должность, а затем вникающие в суть своих функций

Индивидуал

Сам себе работодатель и работник

Домохозяйка

Деятельность по дому, если вышла удачно замуж

Пенсионер, безработный

Официально не работающие люди

Ученики

Учащиеся любые

 

Для специалистов в сфере коммерческой безопасности важнее знать, как и каким образом человек получает деньги, а потом уже — сколько, так как «сколько» может варьироваться, а «как» зависит от места субъекта в предложенной таблице. Специалисты выделили группу риска, которая характеризуется непредсказуемостью, — это индивидуалы, которые практически непрозрачны для фискальных органов. Они «из интереса» могут заработать определенную ими сумму и приобрести ненужный продукт по принципу «чем я хуже?». Дефиниция «средний потребитель» — это внутреннее самоопределение субъекта потребительского рынка. К среднему классу себя могут относить как хозяева-собственники, так и ученики. Объединяет их то, что они стремятся обладать товарами определенных марок и вести себя определенным образом: не реже какого-то времени посещать концерты знаменитостей, рестораны, кафе, магазины, ездить за границу и т.д., т.е. быть субъектами потребительского рынка. Но с размерами их доходов это вообще может быть не связано.

Еще одна интересная тенденция развития современного потребительского рынка. Законодательницей потребительского интереса становится квазибогема. Определенный комплекс собственной неполноценности сдетонировал стремление и хозяина, и клерка, и чиновника, и ученика играть роль творческой личности. Стало модным принадлежать к богеме, но при этом быть не нищим, а успешным и «денежным». Даже внешняя атрибутика квазибогемы «кричит»: «Я в рванье и без одежды, но это за какие деньги!»

По мнению автора, еще одной проблемой безопасности потребительского рынка является синдром обиженного. Наиболее рельефно это проявляется в претензиях группы «чиновник». Библиотекари, учителя, медсестры, военные — все ждут доходов от государства и оперируют категорией: «Государство мне должно, но не дало». В любой ситуации или дискуссии от представителей этой группы часто слышим: «Дайте мне то-то, обеспечьте меня тем-то, предоставьте мне это». Государство бессильно с этим справиться, ибо имя им — тьма. Желание что-то делать инициативно у них отсутствует в принципе. Предметно это можно заметить у женской массы потребителя, психология которой формируется на платформе «им все должны» — начиная от освобождения от воспитания детей и ведения домашнего хозяйства до процентов от бизнеса мужа. Но именно они являются прямо или опосредованно потребителями кредитов и товаров. Это форма мышления, и это нужно о них знать. Жизнь в кредит является, по мнению аналитиков сферы коммерческой безопасности, еще одной проблемой потребительского рынка. Банковский кризис и, соответственно, кризис потребительского рынка происходит в результате перекредитования, цепной реакции невозврата заемных средств и тотального неплатежа бизнес-партнеров.

Говорить о проблемах потребительского рынка невозможно без анализа болезненных проблем производителя товаров и услуг. Они наиболее рельефно проявляются в форме недружественного захвата, больше известного как рейдерство. Вообще рейдерство — это система установления организованными преступными группами контроля над предприятиями с целью отмыва капиталов, полученных преступным путем, для последующего вывода капиталов и подконтрольных предприятий в «тень».

Организованная преступность быстро поняла, что вложение десятков тысяч долларов в захват успешного бизнеса дает прибыль в миллионы долларов, т.е. тысячи процентов от вложенного.

Захватчиков интересует не сам магазин, парикмахерская или ремонтная мастерская, а помещение, которое можно прибыльно сдать в аренду либо снести для строительства чего-то доллароприносящего. Чем выше кадастровая стоимость землеотвода, где расположен автосервис или магазин, тем выше риск, что вами заинтересуются пираты.

В России собственность просто отнимают или заставляют расстаться с ней на дискриминационных условиях, не платя никаких отступных, никак не компенсируя ее стоимость. Правовая реальность России такова, что дешевле отнять, чем приобрести на законных основаниях.

Рейдерский захват стал сегодня самостоятельным видом бизнеса со всеми атрибутами: планированием, бюджетированием, разделением труда, нормой прибыли. Высокая доходность привлекает в этот сектор профессионалов высокого класса — госслужащих, юристов, пиарщиков, специалистов в области безопасности, силовиков. Обязательно наличие юристов — специалистов по корпоративному, гражданскому, уголовному, арбитражному и коммерческому праву.

Автор ввел дефиницию «конституционный бандитизм». Это преступление против безопасности субъекта Федерации, заключающееся во временном формировании организационно объединенного определенного числа лиц, которые, подчиняясь воле одного лица при наличии общей воли, преследуют совместные цели, реализация которых обеспечена деятельностью законодательной, исполнительной и судебной ветвей легитимной власти. Ее содержание полностью калькируется и на гражданско-правовые отношения.

От промышленных центров процесс рейдерства откатывается к регионам: в городах рейдеры захватывают здания и коммуникации, в сельской местности — землю. Рейдеры ощущают практически полную безнаказанность и максимально используют административный ресурс. Именно в сфере успешного бизнеса возникает одна из острейших проблем — коллизия прав собственника и прав участника оборота.

В отличие от других стран, Россия законодательно закрепила безналичную (бездокументарную) форму эмиссионной ценной бумаги. Таким образом, появилась возможность реализовать не только права, вытекающие из ценной бумаги, но и права собственности на эти ценные бумаги. Именно этим обстоятельством и пользуются рейдеры. Хищение реестра, по сути, означает захват всего предприятия. Совершить такой захват (или незаконно получить весь реестр) возможно либо при умышленном соучастии сотрудников эмитента, либо регистрирующей организации. Соучастие сотрудников правоохранительных органов, контролирующих и иных государственных органов вписывается в вышеназванное определение. В результате рейдер или его пособник, как правило, становятся добросовестным приобретателем захваченной собственности. По мнению Виктора Плескачевского — главы Комитета Госдумы по собственности, целесообразно возложить доказательство легитимности приобретения на приобретателя.

По нашему мнению, при установленных злоупотреблениях последнему добросовестному приобретателю обязательно возмещаются убытки от потери добросовестного приобретения в полном размере за счет имущества преступника либо казны соответствующего уровня (по статье «непредвиденные расходы»), а само имущество возвращается владельцу, у которого оно было похищено. На первое место необходимо поставить защиту прав собственника, а затем — участника гражданского оборота.

На рынке ценных бумаг рейдеры довольно часто используют следующую схему: акции, полученные путем незаконного захвата, смешивают (фиксируют) вместе с другими акциями (того же предприятия, но приобретенными законным путем) на одном счете одного владельца, получается один общий пакет. Потом образовавшийся пакет «разгоняют» по так называемым добросовестным приобретателям. В связи с тем что акции являются бездокументарными, подчеркивает Екатерина Макеева — специалист в сфере корпоративного управления, отследить, к кому и в каком объеме попали украденные акции, невозможно.

По мнению специалистов в сфере коммерческой безопасности, необходимо не изобретать новый велосипед и бороться с последствиями, а применить проверенную годами международную практику — ценные бумаги должны существовать только в бумажной форме при строгом номерном учете их самих и их держателей. Их учет и перемещение среди участников оборота возможны как в бумажной, так и в бездокументарной формах.

Российский потребительский рынок стремительно меняется вместе с российской экономикой, приобретая глобальные качества. Коммерческая безопасность — защита национальных интересов от внешних и внутренних угроз в сфере коммерческой деятельности также выходит за пределы региональных границ.

В заключение автор предлагает при организации и проведении конференций, как федерального, так и регионального уровня, в качестве самостоятельной формировать секцию коммерческой безопасности.


Другие материалы по теме: