Кризис: выживут – дальновидные
Юрий Адашкевич
Мир безопасности #3/184
Рынок охраны все активнее подвергается давлению мощного, стремящегося к монополизму конкурента в лице органов внутренних дел. Только, к сожалению, для бизнеса «мощь» этого конкурента – не в качестве и дешевизне услуг, а в административном ресурсе.
Январь 2009-го. Звоню приятелю в руководство СБ крупной российской компании, интересуюсь ситуацией. Да, трудности. Да, введен режим жесткой экономии. Нет, по линии безопасности сокращений бюджета не планируется. Почему? В топ-менеджменте компании много иностранцев, и их опыт антикризисного управления однозначно показывает: вот сейчас ослаблять оборону как раз совершенно недопустимо.
Еще раньше, декабрь 2008-го. Журнал «Fortune» сообщает, что корпорации «Контрол Риске» и «Кролл», контролирующие значительную часть мирового рынка конкурентной разведки, только за два осенних месяца увеличили свой оборот на 20%. С чего бы? Кризис ведь, «не до жиру». Или у иностранных компаний есть лишние деньги, чтобы еще и дополнительно вкладывать в конкурентную разведку? В том-то и дело, что нет. Просто иностранные бизнесмены смотрят чуть дальше сиюминутных нужд и понимают: кризис ужесточает конкуренцию, борьба за выживание на рынке становится все более похожей на войну. А на войне роль разведки возрастает. Да и цена ошибки становится гораздо выше, притом, что запас прочности у хозяйствующих субъектов снижается.
Увы, в российском бизнес-сообществе все обстоит с точностью до наоборот: преступность растет, риски увеличиваются – а расходы на безопасность сокращаются. Только вот во что обходится такая экономия?
Внешние угрозы: новые правила игры
В условиях кризиса уровень и, отчасти, содержание экономических угроз меняется. Нехватка ликвидности снижает степень доверия между участниками рынка. Активизируются крупные федеральные и иностранные игроки, снижается доля местных компаний на основных рынках. Усиливается госрегулирование в экономике, в том числе – в пользу отдельных компаний.
Конкуренты
Не надейтесь, что ваши конкуренты разорятся и «отпадут» сами собой, освободив вам поле для деятельности. Несмотря на очевидные трудности, многие компании сегодня резко мобилизуются, оптимизируют производство и менеджмент. И это правильно, кризис – время активных. Если вы из тех, кто затаился в надежде переждать трудные времена, то знайте: вы оказываете своим конкурентам огромную услугу. Возможно, вам и удастся удержать свой бизнес на плаву, но конкурентные преимущества будут утеряны безвозвратно.
Попав в отчаянное положение, многие предприниматели переступают грань, отделяющую рыночные методы конкуренции от нерыночных. Помимо демпфирования цен за счет возврата к «черным» бухгалтерским схемам, в ход идут перехват клиентов, недобросовестная реклама и откровенная клевета путем вброса в Интернет информации, например, о том, что у некоего банка, якобы, возникли проблемы с ликвидностью. Осенью прошлого года жертвами подобного черного пиара стали несколько банков, страховых и лизинговых компаний.
Рынок охраны все активнее подвергается давлению мощного, стремящегося к монополизму конкурента в лице органов внутренних дел. Только, к сожалению, для бизнеса «мощь» этого конкурента – не в качестве и дешевизне услуг, а в административном ресурсе.
Сокращение спроса. Услуги-заменители
Большинство участников рынка охранных услуг уже ощутили падение спроса. По прогнозам, в ближайшее время эта тенденция будет лишь усиливаться. Во время кризиса все стремятся предельно сократить расходы. Первыми «под нож» идут кадры, реклама, маркетинг и – что, увы, характерно для России – охрана, безопасность.
На этом фоне растет спрос на «суррогаты» – более дешевые и менее квалифицированные услуги: лицензированные профессиональные сотрудники заменяются «случайными» охранниками, место охраны занимают пожилые вахтеры и сторожа. Да и ЧОПы, чтобы сократить расходы, начинают экономить на обучении сотрудников, что, естественно, снижает качество услуг. Экономия на безопасности – стратегическая ошибка, которая может обернуться для компании куда большим уроном, но об этом сейчас мало кто задумывается.
Ненадежные партнеры
Анализируя статистику обращений клиентов, мы можем констатировать: за последние месяцы случаи традиционных форм мошенничества в бизнесе участились. Но главная опасность даже не в этом. Наиболее вероятная угроза на сегодня – то, что вас невольно «подставит» прежде вполне надежный партнер (поставщик, субподрядчик и т.п.) или клиент. В одночасье финансово несостоятельным сегодня может оказаться практически любой. Потенциальных и действующих партнеров нужно проверять и еще раз проверять. Вынужденные неплатежи, срывы поставок, невыполнение договорных обязательств – все эти проблемы моментально переходят с больной головы на здоровую, и обанкротившийся партнер вполне может утянуть за собой и вас.
Недавний пример. Некая торговая фирма решает воспользоваться трудностями компании-конкурента и потеснить ее с рынка. Основному клиенту конкурента делается заманчивое предложение: очень крупная партия товара по льготным расценкам, да еще и на условиях товарного кредита. Сделка проводится спешно – главное переманить покупателя, пока конкурент не опомнился. А через две недели выясняется, что весь «выигрыш» пошел прахом – у покупателя у самого серьезные проблемы, и расплатиться за товар он не может.
Внутренние угрозы: тащи под шумок
Массовые кадровые сокращения и наем более «дешевого» персонала порождает дополнительные угрозы: снижение лояльности и рост числа совершаемых сотрудниками экономических преступлений. Неуверенность в завтрашнем дне расхолаживает работников, а некоторых толкает на воровство. Логика проста: урвать хоть что-то, все равно не сегодня -завтра уволят. Чтобы снизить эти потери, не оставляйте ваших сотрудников в информационном вакууме: держите их в курсе ближайших кадровых планов, ведите разъяснительную работу. Менталитет нашего народа известен: если с нами «по-людски», то и мы – «с открытой душой». Впрочем, дисциплина должна оставаться жесткой.
В некоторых компаниях сейчас сокращают и сотрудников, имеющих доступ к секретной служебной информации. Очень рискованная ситуация. Уж если увольнения не избежать, его надо провести предельно корректно – несправедливо обиженный, такой сотрудник может принести бывшему работодателю серьезный вред.
Во время кризиса как никогда активизируются мелкие жулики. Обычно это персонал низшего звена (уборщицы, курьеры и т.п.), который часто сменяется и при устройстве на работу толком не проверяется. Типичная схема: сотрудник работает месяц-два, входит в доверие, а сам пока примечает, где что «плохо лежит», потом происходит кража, и уже задним числом выясняется, что по месту прописки сотрудник не живет, номер телефона подложный и т.п.
Что делать?
Готовьтесь к тому, что «сложные времена» – надолго, а значит, надо всерьез заняться разработкой антикризисной стратегии компании. И не последнее место в ней играют меры повышения экономической безопасности.
Выживет тот, кто более конкурентоспособен, а значит – лучше информирован, более предусмотрителен и гибок. В конце концов, кризис закончится, и то, с чем вы из него выйдете, закладывать нужно уже сегодня и прямо сейчас.
© Издательский дом «Мир безопасности»
Другие материалы по теме:
|